78-й творческий сезон в Березниковском драмтеатре стартовал! Спектакль «Строгановы» стал для местных театралов настоящим открытием новых граней в профессиональных возможностях коллектива БДТ.
Автором пьесы является Мария Огнева. К работе над постановкой были привлечены композитор Олег Яшин и поэтесса Мария Сельчихина. Создатели спектакля с осторожностью определили его жанр как – музыкальная фантазия на историческую тему, не рискнув обозначить его мюзиклом. Но, по отзывам искушённых зрителей, эта постановка сравнима со смелым жанром, воплощённом в СССР ещё в конце 1970-х годов. Жанр этот – рок-опера, яркими носителями которого являлись «Юнона и Авось» и «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты» композитора Алексея Рыбникова в театре «Ленком». Оказывается, что Березниковский драматический театр может качественно петь! В этом большая заслуга педагога-репетитора Елены Гончаровой.
Актёры БДТ словно соскучились по своему зрителю. Персонажи получились яркими, эмоциональными и запоминающимися. Реплики звучали в лучших традициях русского психологического театра, о своём стремлении к постулатам которого не раз заявлял художественный руководитель БДТ Денис Кожевников. Зрители видели не актёров, а настоящих героев повествования.
Павла Строганова «оживил» Дмитрий Поддубный, его приказчика, с присущей театральному мэтру мудростью, представил Николай Волхонский. Дебютом в БДТ отметился в роли Андрея Воронихина Анатолий Берсенёв. Как всегда безупречен и трудолюбив, оказался Илья Третяк в роли Ромма. Василий Гусев в небольшой, по масштабу его предыдущих ролей, роли Григория сумел проявить всё свой обаяние. Дьявольски коварен, оказался в роли Субрани Денис Ярыгин. Наталья Соколова со свойственной ей пронзительностью явила образ несчастливой Аксиньи. По-дворянски изыскано отметился в роли Александра Первого Алексей Корсуков. Милейший персонаж – певунья Маруся получилась у Надии Ахуновой. Новым актёрским лицом стала для Марины Спириной грубая, любвеобильная и мстительная вдова Каменчиха. Мадемуазель Теруань в исполнении Софьи Демидовой стала символом женской обворожительности и коварства. Мария Сидорова блеснула актёрским и пластическим мастерством в нескольких ролях.
Внёс свою лепту в постановку и художник-постановщик Дмитрий Аксёнов. Многоярусные декорации на сцене, усольские избы, трансформируемые в столы, пожар в изгибах красных полотнищ (тут стоит отметить хореографию Любови Козловой), необычные костюмы французских революционеров… Кстати, эти костюмы в чёрно-алых тонах и солнцезащитные очки персонажей поначалу вызывают недоумение, а потом в сознании всплывает аналогия со слугами Мефистофеля для которых святость – атавизм, при этом атрибут Князя Тьмы – чёрно-алое одеяние. А солнцезащитные очки – это тьма, застилающая глаза. Они ведут к братоубийственному кровопролитию и хаосу. В противовес этой силе выступает Любовь. Ведь главный пусть и несыгранный, но ярко обозначенный персонаж постановки – Никольский храм в Усолье, созданный Андреем Воронихиным в честь погибшей возлюбленной. Все персонажи спектакля проходят, даже порой ценою смерти, внутреннее очищение и движутся к храму.
Во время премьеры был установлен, и будет стоять на последующих спектаклях «Строгановы» ящик для пожертвований на восстановление Усольского храма Николая-чудотворца.