БДТ - ровесник города!
Сезон 1936-37 годов стал для Березников знаменательным. 6 ноября 1936 года начал свою работу на сцене ДК имени В. И. Ленина постоянный Березниковский драматический театр под художественным руководством Б. З. Райского.
Здание Дворца Культуры им. В. И. Ленина начали стоить в конце мая 1932 года, для рабочих Березниковского химкомбината. 6 марта 1932 года городская газета «Ударник» информировала о выделении средств, для доведения до финала строительства Дворца Культуры, а 8 октября поместила информацию о деятельности Березниковского рабочего театра в помещении Дворца Культуры.
Но еще до конца строительства ДК им. В. Ленина существовал коллектив Березниковского рабочего театра химиков, который давал спектакли в клубе имени Сталина (барачное помещение). Газета «Ударник» в номере за 10 декабря 1931 года поместила объявление: «В клубе им. И. Сталина 10 – 11 декабря в 8.30 часов вечера будет дан первый спектакль «Инженеры» драматической труппой Березниковского районного театра».
По воспоминаниям ветеранов, основной массой труппы театра были не столько профессиональные актеры, но лучшие самодеятельные из драматических кружков разных клубов, особенно из Ленвинского драматического кружка – самого крупного самодеятельного театрального коллектива в городе в то время. Режиссером был профессиональный артист Греков. Театральным делом в эти годы на Урале ведало Управление театрально-зрелищными предприятиями, базировавшееся в областном центре (г. Свердловск). УТЗП заключало договоры с руководством городов – горсоветами на обслуживание в течение осенне-зимних сезонов и централизованно направляло скомплектованные им труппы на места.
Материалы областного архива свидетельствуют:
«…для художественного обслуживания (г. Березники) приглашена профессиональна труппа. Всего постановок профессиональной труппой было 39 с охватом 19 570 человек». Первый спектакль постоянного Березниковского драматического театра – «Слава» В. Гусева. С первых же шагов театр заявил о себе, как о «могучем оружии общественно-политической пропаганды и художественного воспитания» (газета «Ударник», декабрь 1936 года).
В сезон 1937-38 годов театр зарекомендовал себя как один из лучших районных театров области. Местная пресса отмечала запоминающиеся образы, созданные артистами: Шептуновым, Суприным, Смирновым, Лирским, Демидовой, Соболем, Райским.
С 1936 по 1941 год под руководством известных театральных деятелей А. А. Дагмарова, О. В. Лозановского, Б. З. Райского, В. М. Троянского, М. М. Ваховского в театре ставились «Последние», «Васса Железнова», «Мещане», «Мать» М. Горького, «Платон Кречет», «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Аристократы» Н. Погодина, «Машенька» Афиногенова, «Любовь Яровая» К. Тренева и другие произведении советской драматургической классики. С успехом шли «Борис Годунов» А. Пушкина, «Царь Федор» А. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя, многие пьесы А. Островского, драмы Шиллера и Гюго. В труппе театра в эти годы служили: А. А. Демидова, З. И. Вишневская, К. И. Ланская, А. Ф. Лирский, И. П. Рачев, Р. М. Романовский, В. А. Смирнов, Б. А. Шадурский, Г. А. Шептунов – признанные мастера сцены.
В годы Великой Отечественной войны многие актеры ушли на фронт, оставшиеся влились в труппу Коми-Пермяцкого окружного театра. На березниковской сцене в 1942 – 1945 гг. работал эвакуированный в Березники Ленинградский Театр Юного Зрителя им. А. Брянцева и, в память об этом, на здании ДК им. В. Ленина установлена мемориальная доска.
Воспоминания Е. Лепковской о пребывании ЛЕНТЮЗа в Березниках: "Горькое было путешествие… Бесконечные железнодорожные пути, забитые до отказа вагонами…усталые, почерневшие лица людей…. Куда едем? Как сложится жизнь? Cможем ли там работать? - ведь почти все больные…. Занавес, кулисы, костюмы театральные мы упаковали просто по привычке что-то делать нужное для театра…. Наконец прибыли в эти неизвестные Березники… Это было 2 января 1942 года. Мороз выше 40 градусов, все покрыто высоким слоем снега, от дома к дому проходили по прорытым в снегу траншеям в человеческий рост. На 2 или 3 день нас собрало наше тюзовское руководство, чтобы информировать о положении дел… надо привести в порядок помещение ДК. Он не отапливался, освещение … скудное… просто … горит по лампочке. Гардероб не работает… Вскоре после собрания мы всей гурьбой отправились в баню. Это была первая ласка Березников. Эта банька показалась нам раем. Просторная, теплая, а воды… чудесной, горячей воды лей сколько хочешь! … Мы как бы возвращались к жизни… Нашлись силы для работы… И через 11 дней березниковцы вошли в теплый, ярко освещенный театр. Могли войти в чистый, носящий характер мирного времени, зрительный зал со сверкающими люстрами… Заиграл оркестр, раздвинулся новый, нарядный занавес… За ним вся в белом сцена, залитая ярким светом и … красивых костюмов сказки «Кот в сапогах». Спектакль прошел горячо, «на взлете». Зрители и не заметили, что перед ними играли еще полуголодные, полубольные люди. Они «были очарованы спектаклем» как определила городская газета. С этого дня началась… другая жизнь. Театр сразу же был окружен вниманием города, Театр стал нужен городу!... ежедневно играли спектакли, восстанавливали следующие спектакли. Стали думать о новом репертуаре…. Азотно-туковый завод ..возвышался над городом точно какой-то сказочный корабль с разноцветными дымками… Это не просто корабль, это «флагман» химии нашей страны! Актеры приходили в госпиталь, медперсонал встречает их словами: «Врачи пришли..» Какой же это глубокий тыл? Это настоящий фронт…родной брат боевого фронта. Выезжали на заводы с концертной программой. Играли для рабочих, которые только от станка, в рабочих костюмах. Некоторые номера пришлось даже повторять. А потом все вместе разобрали столы и поужинали «чем бог послал». Расспрашивали они нас о Ленинграде, о блокаде, были шутки и тосты «за неминуемую победу!». За 5 месяцев до конца сезона мы восстановили 10 спектаклей, создали 3 театрализованных концерта для большой сцены, открыли кукольный театр для малышей, выезжали на заводы и госпитали. Приняли участие в посадке общегородского огорода для населения. Летом ездили на плавучем клубе вверх по Каме обслуживать рабочих лесосплава, вернувшись к осени. За 2,5 года было создано 57 постановок, сыграно 709 спектаклей, 15 больших театрализованных спектаклей.
11 ноября 1944 года начались гастроли Московского областного драмтеатра, которые продолжались по март 1945. Коллектив театра проводил шефскую работу в рабочих клубах и оказывал практическую помощь самодеятельным драматическим коллективам, организовал»единые дни культурного отдыха бойцов и офицеров» в госпиталях, совершал поездки в г. Усолье, Соликамск, Кизел.
В 1945 году коллектив Березниковского драматического театра возобновил свои выступления в родном городе. В конце 1940-х и в 1950-е годы театр под творческим руководством В. М. Троянского, В. А. Демерта. А. З. Влодова, К. Т. Бережного, Заслуженного артиста РСФСР Н. Г. Шурова добился не малых художественных достижений. На березниковской сцене в этот период выступали: Заслуженная артистка Казахской ССР О. Д. Шатрова, Заслуженная артистка Марийской АССР Н. А. Конакова, М. М. Волковичев, С. И. Пожарский, Г. В. Хренникова, О. В. Мартова, З. И. Мохова, Ю. С. Мартягина. В театр пришли работники, которые всю свою жизнь отдадут театру: В. П. Форрат, Э. Я. Альбрандт, Э. Э. Пальмер, В. В. Расторопов. Спектакли «Так и будет», «Русский вопрос», «Русские люди» К. Симонова, «Оптимистическая трагедии» В. Вишневского, «Счастье» Павленко, «Дети солнца» и «Зыковы» М. Горького, «В степях Украины» А. Корнейчука, «В добрый час» В. Розова, «Чудесный сплав» Киршона, «Вишневый сад» и «Дядя Ваня» А. Чехова, «Отелло» У. Шекспира, «Анджело» В. Гюго составили основу репертуара, определили творческое лицо коллектива. В эти годы театр неоднократно занимал первые места в областных смотрах, был отмечен как лучший из городских театров зоны Урала.
В шестидесятые годы главные режиссеры и постановщики спектаклей: Заслуженный артист Казахской ССР Н. В. Молчанов, М. К. Михайлов, О. М. Бойцова, М. А. Лазовский, Заслуженный деятель искусств УАССР Р. М. Романовский сумели отразить в творчестве труппы актуальные проблемы на высоком художественном уровне. Высокую оценку зрителей и прессы получили спектакли: «Иркутская история» В. Арбузова, «Барабанщица» А. Салынского, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа. К этому периоду относится расцвет творчества таких замечательных березниковских актеров, как: Заслуженна артистка РСФСР Н. Г. Сахарных, А. В. Румянцев, Т. В. Гладкова, Н. Р. Нестеров, Н. А. Сокол, Н. И. Щеповских-Большакова, Б. Н. Иващенко, Т. Киреева, К. А. Второв, А. С. Полярный, Е. Большаков.
В шестидесятые годы в березниковском театре начинали свою артистическую деятельность Заслуженный артист РСФСР Г. Бурков и В. Бурхарт.
Георгий Бурков в интервью "Кинопанораме" в 1977 году: "...На Урале есть небольшой, но очень милый город - Березники. О местном театре, в котором я работал будучи молодым актёром, у меня остались самые тёплые воспоминания".
В 1967 году в спектакле «Чти отца своего» В. Лаврентьева участвует Народный артист СССР В. Меркурьев, в 1968 году в спектакле «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа – Лауреат Ленинской премии Ю. Толубеев. Семидесятые годы отмечены в жизни театра активным художественным поиском, широким общественным признанием.
С 1973 по 1976 год творческим руководителем театра был А. Я. Матвеев. О театре много пишет центральна пресса – газеты «Известия», «Советская культура», журналы «Культура и жизнь», «Театр» и другие.
В 1975 и 1976 годах театр получил первые премии и звания лауреатов Всесоюзных фестивалей чешской и немецкой драматургии в СССР за спектакли «Белая болезнь» К. Чапека и «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта (режиссер А. Матвеев, художник Н. Васильева).
В 1975 году на базе Березниковского театра состоялось первое в истории городских театров Всесоюзное совещание административных и творческих руководителей. За успешное новаторское воплощение на сцене пьес «Третья патетическая» А. Погодина, «Последние» М. Горького, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Слава» В. Гусева, «Трибунал» Макаенка коллектив и исполнители ролей неоднократно награждались Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства Внутренних Дел СССР, дипломами Министерства культуры облисполкома. Директор театра – В. П. Форрат, прошедший все ступени роста руководителя, более 30 лет своей жизни посвятил Березниковскому театру. За большие заслуги в театральном деле удостоен звания Заслуженного работника культуры РСФСР. На сцене театра выступали прославленные березниковские актеры: Заслуженная артистка РСФСР Н. Г. Сахарных, артисты А. В. Румянцев, Г. В. Гладкова, В. Полевой, Р. Карева, Н. Р. Нестеров, Н. А. Сокол, Н. И. Щеповских-Большакова, З. Д. Гелло (Васильева). Активно работал в это время театр с местными авторами, осуществив первые постановки пьес В. Зимнина «Цена чести» и Л. Моисеенко «Колокол громкого боя».
Период с 1976 по 1982 годы связан с творчеством таких режиссеров, как Г. Г. Чодришвили и Г. А. Офенгейм. Сменилась труппа театра, в которую влились новые артисты: В. Лукьянов, В. Степанов, А. Бутор, Ю. Марченко, Э. Ковзан, В. Новоселов, Т. Волкова.
С приходом в 1982 году нового главного режиссера А. С. Литкенса репертуар строится на современной драматургии: «Найти человека» А. Радова, «А по утру они проснулись…» В. Шукшина, «Остановите Малахова!!!» А. Аргановского, «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Железный занавес», «Филумена Мартурано» Э. де Филлипо. Большое внимание уделяется детской аудитории: «Аленький цветочек» Аксакова, «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Вождь краснокожих» О. Генри.
На документальном материале о березниковской героине Вере Бирюковой, в сотрудничестве с местным автором В. Михайлюком создан спектакль «Белые вьюги». Открыта малая сцена «Театральная гостиная». Со спектаклем «Гроза» Н. Островского театр побывал в Москве. За вклад в развитие театрального искусства А. С. Литкенс удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Труппу театра пополнили: Ю. Торохов, С. Карпова, А. Жерновский, Т. Жерновская, Л. Лещинская, Л. Васильева, Н. Волхонский, И. Смирнова, А. Тырлов, И. Кибиков, А. Лебедев, А. Дубровин, Н. Полудницина, В. Нечаев, В. Белков. Весомый вклад внесли в этот период директоры Ю. Жарин и Н. Козлов. Долгие годы проработала главным художником Г. Чикляукова.
С 1991 года главным режиссером, а с 1992 года художественным руководителем театра работает В. Тихонравов. Спектакли принимают интеллектуально-философский оттенок: «Варрава» М. де Гельдерод, «Недоразумение» А. Камю, «Медея» Л. Разумовская. Из классики ставились: «Анна Каренина» Л. Толстой, «Идиот» Ф. Достоевский, «Без вины виноватые» Н. Островского, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта.
В 1995 году часть труппы побывала в городе Хельсинки, в 1996 году спектакли «Чайка» А. Чехова, «Недоразумение» А. Камю, «Последняя попытка» М. Задорнова принимали Нью-йоркские зрители. Ведущие артисты этого периода: Заслуженная артистка России Л. Васильева, артисты И. Шумова, А. Бутор, Л. Лещинская, М. Мигдолович, Г. Морозова, В. Баткаев, О. Мезенев, Е. Зебзеева, Э. Ковзан-Чодришвили, Н. Сибирцева.
В 1996 и 1997 гг. закончили обучение два курса актерского отделения березниковского музыкального училища (руководители В. Тихонравов и А. Бутор), студенты которого пополнили труппу театра: Е. Ардашева, А. Мальцев, О. Ульянова, Е. Столярова, Е. Сергеева, А. Обласов, Н. Шамсевалиева.
В 1999 году театр с гастролями посетил Санкт-Петербург. В. Тихонравов возглавлял театр 10 лет. Это был самый трудный период «лихих девяностых» и благодаря усилиям В. Тихонравова, директора Н. Козлова театр выжил.
В сезоны 2001 – 2002 гг. главный режиссер театра Д. Хомяков. Ставятся такие спектакли, как: «Собачье сердце» М. Булгакова, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Щелкунчик» Гофмана, «Калигула» А. Камю, «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Варшавская мелодия-97» Л. Зорина.
В 2003 году в театр приходит главным режиссером Заслуженный артист России А. Староскольцев. В этом же году театр принял участие в областном фестивале «Театральная весна» и был удостоен права участия в заключительном этапе фестиваля «Волшебная кулиса» со спектаклем «Эти свободные бабочки» Л. Герша и был награжден дипломом за участие в фестивале.
В 2004 году театр, сменив главного режиссера и переехав в новое здание, начинает свою новейшую историю. В ноябре 2004 года театр обрел свой дом, переселившись в Муниципальный дворец культуры. С этого момента художественное руководство театром осуществляет режиссер Владимир Хрущев. Улучшенные условия труда актеров, новое современное художественное руководство в скором времени стало приносить свои плоды: увеличиваются все статистические показатели работы театра (количество зрителей, количество сыгранных спектаклей и др.), увеличивается труппа театра. Спектакли ставят режиссеры: В. Лаптев (Екатеринбург), Л. Макеева (Москва), М. Смирнов (С.-Петербург); художники: Ю. Жарков (Пермь), С. Лавор (С.-Петербург), А. Караульный. В марте 2006 года театр принял участие в III межрегиональном фестивале «Театр детям и юношеству» (г. Тамбов) со спектаклем «Иван Седьмой» В. Ольшанского (реж. Л. Макеева, худ. Ю. Жарков).
По результатам фестиваля театр был удостоен Диплома «За самый волшебный спектакль», а исполнитель главной роли Е. Безбог Диплома «Зрительских симпатий». В сентябре этого же года спектакль «Дядя Ваня» А. Чехова (реж. В. Хрущев, худ. Ю. Жарков) получил «Гран-при» на V фестивале театров малых городов России (г. Вышний Волочек) а актрисы Н. Попова и Э. Ковзан-Чодришвили получили Дипломы «За лучшую женскую роль» и «Лучшую женскую роль второго плана». В последующие годы театр принял участие в заключительном этапе краевого фестиваля «Пермская театральная весна» - «Волшебная кулиса» (спектакль «Сад без земли» Л. Разумовская) и во II фестивале театров Уральского региона «Новый взгляд» (г. Верхний Уфалей, спектакль «Сад без земли»), в фестивале современной драматургии «Коляда-pleys» г. Екатеринбург (спектакль «Канотье» Н. Коляда). Ежегодно театр принимает участие и получает Дипломы в краевых смотрах-конкурсах: «Соленые уши», «Соломенная шляпка» и, конечно же, в главном краевом конкурсе «Пермская театральная весна». О театре много пишет центральная (журнал «Страстной бульвар-10») и краевая (газета «Звезда») пресса.
В 2011 году художественным руководителем театра стал Денис Кожевников. С его приходом театр начал новый виток развития, зрительский интерес к новым постановкам, отличающимся нетривиальным подходом к режиссуре и сценографии, заметно вырос. Кожевникову удалось сплотить коллектив театра, худрук находит общий язык и с молодыми артистами и с ветеранами березниковской сцены. Заметными событиями в культурной жизни Верхнекамья стали постановки «Леди Макбет Мценского уезда», «Тестостерон», «В тени виноградника», «Вагончик мой дальний»...