Березники. Взгляд в будущее.
Выпуск №4-154, В России.
Березники - новая для меня географическая точка, что уже вызывало любопытство. Из Москвы улетали в промозглую холодную погоду, основательно утеплившись (все-таки на Урал летим, того и гляди, снег пойдет!), а прилетели в красивейшую золотую осень - тепло, солнечно, природа изумительная...
Все три часа дороги в машине из Перми до Березников смотрела по сторонам, любуясь рекой Чусовой, лесами, небольшими поселками... Освещенное и согретое солнцем пространство дарило ощущение какой-то забытой гармонии человека с природой, мирный и тихий покой. Да и сам город порадовал своей немногоэтажностью, ровностью (правда, порой утомительно однообразной - все-таки это плохо, когда вокруг только серые и грязновато-белые дома, мы с коллегой все грезили о том, как хорошо было бы их поярче раскрасить!).
Наш приезд совпал с праздником Покрова, и было очень радостно посетить старинный и совсем не пафосный храм в Усолье, посмотреть на то, как неспешно, спокойно течет жизнь маленьких российских даже не городков, а поселений.
Все это было познавательно, а особенно важно, когда мы добрались, наконец, до главной цели нашего приезда - Березниковского драматического театра, которым вот уже второй сезон руководит молодой режиссер, ученик Л.Е.Хейфеца, Денис Кожевников.
Работы Кожевникова в Ярославском и Ульяновском театрах мне доводилось видеть и прежде, но теперь, когда он возглавил театр довольно специфического города со специфическим зрителем, три подряд увиденные его спектакля сложились в нечто целостное. И первое, что бросилось в глаза - достаточно серьезная программа приближения горожан к театру, нацеленная на то, чтобы все поколения жителей Березников не просто заинтересовались, но ощутили театр частью своей жизни. И в какой-то мере это начинает удаваться.
Пусть не всегда и не во всем; завоевание зрителя - процесс, сродни тому, о котором написал некогда в пьесе «Дракон» мудрый Евгений Шварц: «Убить в себе дракона - работа мелкая, хуже вышивания...» А уж убить в себе человека, не знающего, что такое театр и где он находится - совсем непосильный труд! Надо набраться терпения, сделать глубокий вдох и тогда...
Этот вдох режиссера ощутим в спектаклях «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С.Лескову и в «Вагончике моем дальнем» (пьеса Я.Пулинович по повести Анатолия Приставкина).
Оба спектакля - какими бы разными они ни были и по литературному материалу, и по сценическому воплощению - отличает пристальность и точность режиссерского прочтения: в первом случае - это «хоровой сказ», в котором народные сцены, народный голос имеют первостепенное значение (только в финале, когда Катерина Измайлова бросается в воду, увлекая за собой ненавистную Сонетку, точность изменяет Денису Кожевникову - мизансцена выстроена таким образом, что каторжане стоят спиной, занятые какими-то «ритуальными плясками», и просто не видят происходящего).
Денис Кожевников взял инсценировку Андрея Александровича Гончарова, поставившего когда-то грандиозный спектакль с Натальей Гундаревой, спектакль, поистине ставший театральной легендой, но молодой режиссер не оказался в плену прошлого - многие сцены решены не просто самостоятельно, но глубоко осмысленно, по-настоящему интересно. Например, когда Катерина (замечательно сыгранная молодой актрисой Натальей Соколовой) хочет надеть на Сергея (выразителен в роли Василий Гусев) пиджак мужа, и пластика этой сцены (хореограф Любовь Козлова) и иронична, и полна любовной истомы, и многозначна по своему смыслу. Или смерть Зиновия Борисовича (очень хорош в этой роли Вячеслав Беляков-Нестеров) - мощного, крепкого мужика, которого и убить-то невозможно, он подымается и вновь и вновь идет на своих убийц, вызывая почему-то в памяти убийство Григория Распутина.
Вообще, спектакль отличается сильным и выразительным ансамблем. Необходимо назвать и Наталью Шилову (Аксинья), и Марину Спирину (Сонетка), и Анатолия Бутора (Борис Тимофеевич), и всех, кто составляет Хор, потому что каждый из персонажей индивидуализирован, заметен.
То же можно сказать и о народных сценах спектакля «Вагончик мой дальний» - здесь художник Дмитрий Аксенов (он же оформлял и «Леди Макбет Мценского уезда»). Непривычное пространство (зрители сидят на сцене, а в зрительном зале выстроен специальный помост, на котором находятся артисты) нимало не мешает органичному существованию артистов, рассказывающих нам о далеких событиях 1943 года, когда обитатели детского дома оказались вывезены в эвакуацию и, фактически, брошены на произвол судьбы.
Драматург Ярослава Пулинович сосредоточила внимание на истории любви Зои (замечательно сыгранной Натальей Соколовой) и Антона (не менее глубоко и выразительно сыгранного Дмитрием Поддубным). Все испытания, через которые проходят юные герои, показаны режиссером не в модной ныне эстетике триллера, а в той обыденности, которая оказывается значительно страшнее. Спектакль Дениса Кожевникова удивительно прост, и именно этим трогает, волнует, зрители разных поколений смотрят его, сдерживая дыхание, настолько эта старая история оказывается внезапно сегодняшней, живой...
В спектакле «Вагончик мой дальний» трудно назвать всех артистов - очень многонаселенный, он воспринимается абсолютно «равноценным» по актерским удачам, потому что все без исключения артисты глубоко чувствуют, как кажется, неподдельный трагизм и безнадежность чувства, которое выживший Антон пронесет в себе до глубокой старости, навсегда оставшись наедине с самим собой...
А вот спектакль «В тени виноградника» В.Мухарьямова по повести И.-Б.Зингера, определенный театром по жанру как «джазовая рапсодия», показался надуманным, несколько вымученным, а оттого - неорганичным. Денис Кожевников, как представляется, не до конца разобрался, о чем же, собственно говоря, идет речь в пьесе, и почему она называется именно так. Эта неясность повлекла за собой множество вопросов, ответить на которые так и не смогли яркие, интересные исполнители главных ролей - Николай Волхонский (Гарри), Татьяна Гладенко (Этель), Анатолий Бутор (Марк).
Что ж, не всегда дорога бывает ровной и гладкой - ее надо «утоптать» прежде чем идти вперед уверенно. И, мне кажется, у Дениса Кожевникова это должно получиться. Тем более что большое внимание театру уделяет Глава города Березники Сергей Петрович Дьяков, искренне заинтересованный в том, чтобы этот город стал по-настоящему культурным, интеллектуальным.
Бывший шахтер, Сергей Петрович, в первую очередь, человек дела - это ощущается при первом же знакомстве с ним. Надо было слышать, с какой гордостью, с каким воодушевлением рассказывал он о том, как 12 библиотек Березников сегодня не просто имеют компьютерный каталог, а готовятся переходить в единую сеть (тут я могу что-то спутать, как человек, глубоко чуждый технике!) с крупнейшими библиотеками Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы учащиеся и студенты города могли пользоваться запасом столичных библиотек. Как будут готовить в Перми кадры для березниковского театра. Какой парк скоро раскинется в центре города...
И почему-то чувствуется за этими словами не просто перечисление ближайших планов, а твердая убежденность человека, который во все вникает сам, а значит - и отвечает за все...
Может быть, еще и поэтому после холодной Москвы так тепло оказалось в далеких Березниках?..
Старосельская Наталья